Просмотров: 0

Обзор игры: GHOSTPIA

Обзор игры: GHOSTPIA

Непростая игра, которая оставит след в памяти



За свою игровую карьеру я сталкиваюсь с проектами, которые заставляют меня остановиться и задуматься о своем игровом кругозоре. Необязательно эти игры становятся моими любимыми: такой статус обычно достигается за счет отточенного геймплейного цикла, захватывающего сюжета, невероятной вариативности или обилия фансервиса. Но вот те игры, которые на мгновение заставляют мой мозг пробуксовывать, — именно о них я потом часто вспоминаю. Увижу что-то, что напомнит, или услышу мелодию, которая перенесет обратно, и начинаю размышлять о времени, проведенном с этой игрой. И если кто-то спросит меня о ней, придется серьезно обдумать, что ответить, прежде чем рекомендовать.

Ghostpia — как раз из таких проектов. Студия Chosuido, в которой работает hako life (создатель Unreal Life), создала цифровую графическую новеллу, которая заметно отличается от привычных вам визуальных новелл. Здесь нет выбора, нет развилок сюжета. Есть только одна концовка, и даже она пока не до конца ясна, ведь у Ghostpia теоретически планируется второй сезон. По словам самих разработчиков, наслаждаться Ghostpia нужно так же, как фильмом или мангой, и это уже, само по себе, довольно необычная просьба. Тут же возникают вопросы: почему это не книга? Не повесть? Не аниме-сериал? Если я играю в игру, которая не дает мне ничего делать, это вообще игра? И зачем мне она на Nintendo Switch, когда Tears of the Kingdom уже занимает все мое свободное время?

Ладно, вы привлекли мое внимание, продолжайте.


Как и многие визуальные новеллы, RPG и другие эксперименты, рожденные из желания рассказчиков попробовать себя в новых медиа, Ghostpia удерживает внимание игроков благодаря своему основному наполнению. Вы погружаетесь в историю Саёко — девушки, застрявшей в неком Чистилище, которое выглядит как сонный городок. Каждую ночь жители города просыпаются, а с наступлением нового дня, восход солнца заставляет их уснуть. Оказаться под солнечным светом означает распасться и умереть, но это не такая уж проблема: смерть — лишь небольшое неудобство, после которого вы спустя время снова пробуждаетесь на свалке. И наоборот, владеть вещами тоже непросто: все, о чем жители перестают думать на долгое время, исчезает, чтобы снова появиться на вышеупомянутой свалке. Жители считают себя призраками: они не стареют, не умирают, чувствуют все, но ничто не может их навсегда затронуть.

В начале нашей истории мы знаем всего три вещи. Во-первых, Саёко некоторое время назад пыталась покинуть деревню, но не смогла, и теперь считается изгоем, опасным человеком, которого вдобавок прозвали «Ниндзя». Во-вторых, город в какой-то степени контролирует Церковь; многие верят Священнику, что Бог судит их всех, и они в конечном итоге будут освобождены, как только будет совершено/искуплено неизвестное деяние или грех. Наконец, в этом городе всегда жило ровно 1024 призрака — число, остававшееся неизменным с незапамятных времен… до сегодняшнего дня, когда появился кто-то новый.

И иногда у нас будут сцены в ванной, но они не такие, как вы могли подумать.

Анализировать и критиковать Ghostpia — странная задача из-за того, что она собой представляет, во что превращается и чем хочет быть. Очевидно, Chosuido считает, что лучше всего воспринимать ее именно как «игру», и это имеет смысл с точки зрения подачи. Само создание Ghostpia — это праздник эклектичных стилей и повествования, в котором смешано столько элементов, что кажется, над этим проектом работало гораздо, гораздо больше людей, чем указано.

Каждая из пяти глав первого сезона предлагает огромное разнообразие подходов к рисовке, звуку и анимации. Бывают моменты, когда вы видите статичные изображения с текстом внизу. В другие моменты — полностью анимированные сцены, которые выглядят очень дорого, третьи — почти кричат об артхаусе, а четвертые — цифровые кошмары, словно созданные обезумевшей машиной. Эти контрасты настолько разительны и сталкиваются так резко, что порой это может визуально шокировать.


Эти визуальные эффекты дополнительно усиливаются тем, что Ghostpia пропускается через фильтр ЭЛТ-экрана с намеренными (хотя и кажущимися случайными) графическими сбоями. Пятна «ошибок», усеивающие каждый момент, придают игре ощущение одновременно древности и вневременности, словно вы нашли потерянную VHS-кассету с шоу из детства. Это применение намеренного искажения еще больше усиливает ощущение, что что-то изначально не так в самой истории, мире и даже в самой Саёко, будто вы становитесь свидетелем некой тайны, на которую наткнулись и которую нужно немедленно решить. Нужно ли ее снова зарыть или поведать всему миру — непонятно, и с каждым мгновением становится все более некомфортно.

Ну, похоже, на ужин у меня будут кошмары.

На самом деле, Ghostpia часто создает ощущение, будто хочет заманить вас в ловушку этой неопределенности. Каждая глава имеет начало и конец, с титрами, внутриглавными вставками в стиле аниме-сериала и сценами после титров, чтобы еще больше заинтриговать вас тем, что может быть дальше или что происходит за кадром. Тем не менее, в отличие от традиционного сериала, вы можете в любой момент остановиться, перемотать назад или вперед, чтобы повторить то, что могли пропустить, или пропустить момент, который уже видели. Это имитация аналоговых медиа, наложенная на цифровую оболочку, и вся эта конструкция тянет вас в разные стороны одновременно, так что трудно понять, где верх, а где низ.

Именно это и делает игру успешной в сочетании с американскими горками повествования. Не хочется быть неоригинальным, но здесь чувствуются резкие смены тона и своеобразные речевые обороты, которые, кажется, существуют исключительно в японских медиа или, по крайней мере, в тех, что сильно ими вдохновлены. Глубокие, искренние моменты, когда персонажи пытаются передать свои эмоции и теории, внезапно сменяются несвязанными восклицаниями, которые будто насмехаются над зрителем. Например, крики боли и удивления — это названия морских обитателей, или постоянные возвращения к одной и той же шутке о чем-то, сделанном 9 999 раз, хотя шутка, похоже, смешна только персонажам.

В этой сцене глина активно крутится, как GIF-ка из вебсайта 90-х, так что делайте с этим что хотите.

Сочетание юмора, искренности и жестокости временами может быть довольно экстремальным, и игрокам, которым неприятна даже описанная или изображенная кровь, стоит быть предельно осторожными. Да, люди в этом проклятом городе не могут умереть навсегда, но их могут застрелить, заколоть, отравить, взорвать, сломать шею, пальцы, в какой-то степени пытать, и все это происходит в той или иной мере. Художественный стиль, представляющий собой уникальное сочетание вдохновения аниме 90-х и современной инди-акварели, очень многое передает с точки зрения боли и печали, и это может быть действительно тяжело видеть, даже если это всего лишь небольшие моменты. Это также может быть исключительно захватывающе, особенно когда Саёко оправдывает свое прозвище и устраивает перестрелки в стиле Джона Ву.

Она не особо скрывает, когда готовится к таким моментам.

Сами персонажи до боли поляризуют, и это оставляет игроков в некоторой неуверенности, с кем стоит соотносить себя в Ghostpia. Саёко находится где-то между мизантропом и глубоко одинокой, запутавшейся девушкой; ее состояние ума, кажется, не то, чего она хочет, но она не знает, как это изменить. Ее дружба с Пацификой и Аней, с которыми она общается чаще всего, очевидно натянута вначале, и вскоре мы узнаем почему в невероятно графичном флэшбэке. Пацифика кажется дружелюбной, но отстраненной, будто все — лишь игра, чтобы получить то, чего она больше всего хочет или в чем нуждается. У Ани явно есть трудности с выражением эмоций, но они сырые и настоящие и могут взорваться в самый неподходящий момент. Как трио, они впечатляют и успешно дополняют друг друга.

За Саёко трудно полностью переживать из-за ее натуры и манеры повествования. Она кажется чужачкой в этом городе, и все намеки говорят, что она японка, что, вероятно, помогает читателям лучше связаться с ее сагой. Она изо всех сил старается выразить свои истинные мысли и колеблется между тем, чтобы наслаждаться недоверием и дистанцией, которые город ей предоставляет, и желанием чувствовать себя частью чего-то, хотя прямо заявляет, что является аутсайдером несколько раз. Она постоянно пытается и сохранить свою отчужденность, и чувствовать себя частью чего-то, и это может быть утомительно для читателя, который просто хочет поддержать ее, не находя оправданий ее поступкам.

Осторожно, игра иногда будет читать ваши мысли и выводить их на экран.

Тем не менее, именно появление загадочного 1025-го жителя, Ёру, придает истории особый шарм. С литературной точки зрения, когда в мире, где ничего не меняется, что-то меняется, это предвещает гораздо больший сдвиг, и Ghostpia, безусловно, не исключение. Этот новичок сложен, скрывая глубокие секреты и понимание за маской невежества и намеренного упрямства, и, кажется, пробуждает что-то в каждом, кого встречает. Ее связь с Саёко бесценна и, скорее всего, станет движущей силой второго сезона, который, я искренне надеюсь, выйдет скорее, чем позже. Я стараюсь изо всех сил ничего не спойлерить, но есть моменты ясности, которые порождают в моей голове столько сложных теорий, что, возможно, я перепройду игру просто чтобы поискать подсказки и проверить, прав ли я.

Видите, Ваша Честь? Не поджог, а дружба!

Нет сомнений, что ребята из Chosuido знали, что делают, создавая мир, где одни люди имеют значение, а другие — нет. Если у персонажа появляется реплика, даже на мгновение, он становится бесценной частью полотна, раскрывая столько же о своем существовании, сколько и о себе. Персонажи, которых можно было бы счесть шуткой или статичными антагонистами, на самом деле говорят о многом: что значит существовать, обрести цель, что такое смерть и что такое отсутствие жизни. Даже персонажи, кажущиеся злыми, вроде Священника, служат цели, помимо того, чтобы быть просто плохим парнем. В конце концов, если бы людям не во что было верить, кто знает, что могло бы случиться…

Наконец, я был бы непростителен, если бы не упомянул музыку Ghostpia. Хирому Такано — гениальный композитор, и его музыка, как оригинальные версии, так и некоторые ремиксы/измененные треки, составляет важный саундтрек этого мира. Каждая мелодия вплетается и выплетается, захватывая различные эмоции и элементы, которые помогают говорить за персонажей, у которых нет собственного голоса. Трек "Friends" используется довольно часто и, кажется, вызывает либо игривый элемент (Саёко, Пацифика и Аня спорят дома), либо серьезную трагедию (отаку Алекси излагает свои мысли о смерти и загробной жизни). Универсальность позволяет ему быть искренним или насмешливым, а постоянная музыка дополнительно подчеркивает моменты, когда весь звук пропадает. Настоятельно рекомендую найти альбом на вашем любимом стриминговом сервисе и послушать его для меланхоличной, Lo-Fi фоновой атмосферы.

Ужас, окружающий этот момент, еще больше усиливается тем, насколько он мил вне контекста.

Самое сложное в рецензировании Ghostpia — убедиться, что я ничего не упустил, но при этом ничего не испортил. Раскрытие каждой детали — истории, антагонистов, послетитровых сцен, которые поистине СБИВАЮТ С ТОЛКУ — это нечто уникальное, и оно крепко цепляет игроков. При полном отсутствии геймплейных элементов важно подчеркнуть связь, которую я почувствовал с этим проектом, и почему он работает лучше как игра, чем, скажем, как сериал на YouTube или короткометражный фильм. Он работает потому, что способ взаимодействия с ним поднимает его выше простого стрима или пассивного просмотра. Вы должны держать контроллеры. Вы должны чувствовать вибрации, сопровождающие откровения и тихие угрозы. Вы должны быть близко к экрану, когда что-то внезапно меняется.

Эта история еще не закончена, но первый сезон Ghostpia захватил и очаровал меня. Я хочу узнать больше, разобраться во всем и проверить, верны ли мои теории. Я хочу услышать больше музыки, исследовать больше границ, увидеть, как Клара, Мистер Патель и крайне тревожная Ренджа продолжат свою историю. Какой бы странной «игрой» это ни было, это, тем не менее, мощная доза высокой странности, гремучая смесь «Твин Пикс» и «Watamote» с изрядной долей «Когда закончится наше путешествие» и легким привкусом экзистенциального кризиса. Как отличная книга, она оставляет вас наполненным, любопытным и жаждущим продолжения. Стремление к объяснениям, к связи и вполне реальный вкус одиночества, скрытый за сухим юмором, — вот что заставит меня ждать на станции. Следующий поезд обязательно привезет меня домой.

Оценки



Графика: 8.5
Пестрое смешение цифрового и ручного арта оживляет сюрреалистическую натуру Ghostpia захватывающим образом, хотя переходы к необычным стилям, вроде панелей манги, могут вырвать вас из момента.

Геймплей: 7.0
При отсутствии выбора и решений, простой акт чтения и продвижения по истории выполнен хорошо, но особо праздновать нечего: он работает, и это, пожалуй, все.

Звук: 10
Завораживающий, игривый, скорбный, зловещий… игроки испытают целый спектр эмоций и реакций благодаря невероятному сочетанию фортепиано, вокала и электронных дополнений, создающих мир Саёко.

Фактор Удовольствия: 9.0
Это одна из тех игр, которые либо полностью зацепят, либо нет. Здесь нет нюансов или отдельных моментов, которые понравятся узкой аудитории: удовольствие будет либо полным, либо отсутствующим. И для меня это определенно полное удовольствие.

Итоговый Вердикт: 8.5

Ghostpia доступна сейчас на Nintendo Switch.
Игра пройдена на Nintendo Switch.




Поделись с друзьями
Комментариев: 0
Имя:*
E-Mail:


  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив