О нас
Игровой сайт является источником полезной информации для игроков, предоставляя свежие новости из мира игр, а также полезные советы и руководства. Кроме того, на сайте можно найти интересные статьи, интервью с разработчиками и обсуждения игровых тем, создавая дополнительное коммуникационное пространство для игрового сообщества.
Навигация
Комментарии
Обзор игры: LISA THE PAINFUL: DEFINITIVE EDITION (SWITCH)

Боль как она есть: Обзор Lisa the Painful: Definitive Edition
Принято считать, что многие инди-игры ставят перед собой три цели: рассказать историю, передать эмоцию и развлечь игрока. Успех в достижении всех трех – вопрос личного восприятия, но мы часто недооцениваем или упускаем из виду, какая именно эффективная эмоция должна быть вызвана. В прошлом году мне довелось играть в Dropsy – приключение в жанре "point-and-click", которое использовало абсурдный юмор и эксцентричных персонажей, чтобы рассказать историю об одиночестве и чувстве отчуждения между людьми. Это был запоминающийся опыт, и я искренне ценил время, проведенное с этим странным клоуном. Однако я чувствовал, что эмоция не била настолько сильно: она присутствовала постоянно, но ощущалась широкими мазками, не всегда затрагивая меня так же глубоко, как это могли бы сделать фильм или книга.
Поэтому, когда я услышал, что легендарные игры серии Lisa выйдут на Nintendo Switch, я пришел в восторг. Мне доводилось играть только в первую часть, метко названную Lisa the First, много лун назад на моем Wii через homebrew-порт. Игра была короткой, тревожной и захватывающей; она рассказывала о маленькой девочке, жестокой семье и попытках справиться с меняющейся реальностью, возникающей в результате взросления в ужасных условиях. Хотя я бы никогда не рекомендовал ее в качестве "игры для всех", это определенно что-то, что стоит исследовать с точки зрения "игрового искусствоведения". Как говорят, стоит поиграть в Pong, чтобы увидеть, насколько далеко шагнули консоли, или посмотреть "Пи", чтобы убедиться, что Аронофски может снять тревожный фильм почти без бюджета.

Вид из окна, предвещающий явно счастливую игру.
Lisa the Painful: Definitive Edition – это вторая игра в трилогии Lisa и первая, имеющая ощутимую продолжительность и полноценный геймплей. Lisa the First – это не более чем двухмерный "симулятор ходьбы" через кошмарные локации, триггеры которых срабатывают в произвольные моменты. По своему оформлению она очень напоминает Yume Nikki и полна спрайтов в духе Earthbound, что, вероятно, помешает ей когда-либо получить официальный релиз (но любопытные игроки могут найти ее на большинстве фанатских сайтов по RPG Maker). Будьте готовы к тому, что она затрагивает темы сексуального насилия и оставления, поэтому не углубляйтесь в нее без предварительной подготовки.
В отличие от первой части, Lisa the Painful – это полноценная игра, также выполненная в 2D и также кошмарная, но это полноценная RPG поистине ошеломляющих масштабов. Действие разворачивается на землях Олата, где вы играете за Брэда Армстронга – человека среди множества мужчин, запертых в мире, где после апокалиптического события под названием "Белая вспышка" не осталось ни одной женщины. Мир этот опустошен, жесток и бесчеловечен. Сам Брэд – хронический наркоман, пытающийся похоронить прошлое и свое собственное ужасное детство, которое постоянно напоминает о себе. Однажды Брэд находит ребенка, который оказывается девочкой, и клянется втайлдня выращивать ее в безопасности. Но секреты долго не живут, и приемную дочь Брэда, Бадди, похищают. Игнорируя все препятствия, Брэд отправляется в путь, чтобы сразиться как с нынешними, так и с прошлыми демонами, и попытаться хотя бы в чем-то сделать этот мир правильнее.
Избавляясь от такой мерзости, которая процветает в этом мире.
Хотя перед нами Lisa the Painful: Definitive Edition, в рамках этого обзора я буду рассматривать игру в целом, не фокусируясь на обновленных или измененных элементах этого издания. Поскольку у меня нет базы для сравнения с оригинальной версией, я должен принять как факт наличие новых битв с боссами, новых секретов, улучшенного интерфейса и HD-графики и отталкиваться от этого. Игрокам, ищущим подробное сравнение "бок о бок", боюсь, придется обратиться к другому обзору.
Lisa the Painful – УВЛЕКАТЕЛЬНА. Если отбросить весь контекст и идентичность, это вдохновленное японскими RPG приключение, которое нарушает множество условностей других западных JRPG. В этой игре относительно обширный мир, по которому может быть непросто передвигаться и который трудно исследовать. Игрокам приходится постоянно возвращаться назад, чтобы найти новые пути и скрытые секреты, которые раньше были недоступны по мере появления новых видов транспорта и возможностей доступа. Вы встретите множество персонажей, которые могут присоединиться к вашей группе, каждый со своими уникальными навыками и способностями. Подход каждого к бою различен, и вы в итоге собираете совершенно разные команды в зависимости от того, куда идете, кого встречаете и как решаете провести время.
Прокачка Рустера (Петуха) того стоит хотя бы ради новых атак на птичью тематику.
Например, Брэд использует боевую систему, напоминающую Сабина из Final Fantasy VI, но вы также можете просто вводить произвольные кнопки для атаки и нанесения урона, вместо того чтобы всегда использовать определенную комбинацию (которая расходует SP, очки навыков). Точно так же, замаскированный лучадор Рэйдж имеет схожий стиль, но знает другие комбинации и, возможно, значительно слабее. Предметы, используемые в бою, – это найденные реликвии старого мира, такие как духи (для воскрешения) и диетическая кола (для восстановления SP). Некоторые члены группы используют дальнобойное оружие (пистолеты, стрелы), некоторые швыряют животных (кур, белок), а некоторые просто разговаривают, вызывая различные статусные эффекты.
Статусные эффекты, в отличие от многих JRPG, играют в этой игре очень важную роль, поскольку они могут быть изнурительными и, что странно, перманентными. Брэд – заядлый наркоман и очень вероятно будет страдать от ломки в самый неподходящий момент, вынуждая вас либо найти место для отдыха, либо утолить его жажду наркотиком под названием "Радость" (Joy), что является сквозной темой игры. "Радость" повысит все его характеристики и исцелит его, но вероятность скорой повторной ломки возрастет. Точно так же персонажи, которые "пьяны", могут столкнуться со своими проблемами после протрезвления (хотя картофельный ликер – одно из самых доступных и распространенных веществ в игре). Персонажи, которые "злы" (Pissed), не могут должным образом сосредоточиться на бою; "принимая крутую позу" (posing to look Cool), вы восстановите здоровье; а "сломанная шея" (Neck Snapped) означает, что вы мертвы. Навсегда.
А удар по яйцам означает нетрудоспособность до конца игры, так что наслаждайся, парень.

Это первая и самая важная вещь, которую вы осознаете в Lisa the Painful: вы не можете рассчитывать, что кто-то останется с вами надолго, кроме Брэда. Враги способны навсегда убить ваших напарников. Попытка поспать в лагере может закончиться тем, что вы проснетесь и обнаружите, что кто-то похищен, и вам либо придется заплатить выкуп, либо потерять его навсегда. В середине игры наступает неизбежный момент, когда мне пришлось сделать несколько трудных выборов, и из-за моего невезения я навсегда потерял ЧЕТЫРЕХ членов группы, включая одного, которого прокачивал с самого начала игры. И я не мог вернуться назад и отменить это, потому что выбрал Режим Боли при запуске игры, что означает, что точки сохранения ВЗРЫВАЮТСЯ после сохранения, не позволяя игрокам "сейвскаммить", когда что-то идет не так.
Можно утверждать, что в некоторые игры можно играть, игнорируя некоторые основные темы или идеи. Если вам очень нравится рубить врагов за М. Байсона, вам не обязательно вникать в его сюжетную линию, чтобы играть в Street Fighter и получать удовольствие. Вы даже можете пройти такую игру, как Red Dead Redemption, и закрыть глаза на неприятные решения, принятые для продвижения сюжета, потому что, ну, вам нравятся лошади и ковбои, давайте не будем усложнять. Это абсолютно невозможно в Lisa the Painful, поскольку сама суть игры – заставить игроков почувствовать свои выборы. Когда вам приходится выбирать между своей жизнью и чьей-то, это остается с вами. Когда вам приходится сражаться с кем-то насмерть, да, это ужасные и порочные люди, но это в значительной степени люди.
Мои галлюцинации говорят мне обратное, парень, я галлюцинирую.
Все в этой игре ощущается плохо, и это абсолютно намеренно. Динглинг, разработчик, приложил невероятные усилия, чтобы передать детали и нюансы в дизайне персонажей и мира, чтобы передать страдания и несчастья. Кровавые брызги в этом пиксельном мире ощущаются почти что осязаемо. Саундтрек наполнен множеством странно синхронизированных звуковых эффектов и моментов, а диссонансная природа боевой музыки физически отталкивает вас, когда вы пытаетесь отбиться от людей, которые хотят покончить с вашей жизнью, чтобы самим получить шанс прожить немного дольше. Если вы случайно примете решение, которое приведет к потере вашей руки, вы потеряете возможность выполнять одну из лучших атак в игре, и вам придется с этим жить.
Наш главный герой, Брэд, не немой персонаж, а скорее персонаж, ставший немым. Он настолько редко говорит или реагирует на происходящее вокруг, что вы забываете о его способности разговаривать, пока он не произнесет что-то мрачное, печальное и резкое. Он может быть абсолютно эмоциональным, когда пытается получить информацию о безопасности Бадди, но почти не произносит ни слова, когда другой персонаж пытается завести непринужденный разговор или спрашивает о его жизни. Нам хватает этого, когда Брэд галлюцинирует о прошлом, и мы получаем лишь отрывки из его детства, полного пренебрежения и депрессии, а также его взрослой жизни, когда он пытается заглушить прошлое с помощью фасада. Постоянное, преследующее напоминание о том, что он потерял, постоянно внедряется в его жизнь, и он редко находит что сказать в ответ.
Ну, призрак мертвой сестры, у меня нет хорошего ответа на этот вопрос...
С механической точки зрения, Lisa the Painful – компетентный инструмент для передачи сюжета. Случайных врагов недостаточно, чтобы целенаправленно "гриндить" для получения уровней, поэтому выбор группы и ее достаточная прокачка до конца игры – вот ключевая задача. Скрытые области и предметы могут либо помочь, либо помешать вашему успеху, особенно открытие зажигательных бомб (очень полезных в битвах с боссами) и дополнительных NPC, которые могут присоединиться к вам и заполнить потерянные места. Обмен валюты, психология боя, даже система быстрого перемещения на велосипеде, мотоцикле и грузовике – все ощущается органично и естественно в созданном мире. Карты не существует (отсюда мое предыдущее замечание о сложности передвижения), но это кажется намеренным, учитывая природу мира.
Как эмоциональное и ментальное испытание, Lisa the Painful дико колеблется между расстраивающим, тревожным и абсурдным. Здесь есть люди, отчаянно цепляющиеся за какое-то подобие порядка и справедливости, которых убивают и используют. Моменты душераздирающих решений и последствий уравновешиваются намеренно нелепыми разговорами и визуальными гэгами. Вы можете залезть по веревке, на что уйдет несколько минут реального времени, чтобы буквально ничего не найти, и у вас не будет выбора, кроме как просто спуститься обратно. Вы встречаете одного персонажа, разговаривающего с самим собой во время испражнения. Нескольких персонажей можно купить как наемников, иногда за алкоголь. Она преуспевает в той же мере, в какой терпит неудачу, при этом разработчик стремится вызвать у игрока какую-либо реакцию при каждой возможности, даже если это раздражение или гнев.
ПОЧЕМУ ВЫ ДЕРЖИТЕ ЭТО ТАК БЛИЗКО К ОГНЮ И ДЕТЯМ??
Игроки и критики имеют обоснованные мнения о Lisa the Painful, и трудно сказать, к какому из них склоняюсь я. Она оправдывает свое название, и в ней есть множество способов игры, путей для выбора и даже концовок для обнаружения. Она гротескна, жестока и мучительна, но она также честна и бескомпромиссна в изображении самого реального ядра человеческой природы. Lisa the Painful: Definitive Edition – это крепкая RPG с серьезным вызовом, но это также игра случая и невезения, которая может лишить вас всей проделанной работы и прогресса. Она тяжело ляжет на людей, переживших детскую травму, и может стать сильным триггером для всех, кто знает кого-то или сам пытался совершить суицид. Будьте осторожны и осознанны, прежде чем войти в Олат. Это сложное и интересное путешествие, но, одним словом, оно болезненное.
Графика: 9.0
Созданные в RPG Maker, ограничения в создании персонажей и мира порождают уникальные дизайны и решения, благодаря которым мир опустошения остается уникальным и увлекательным. Все персонажи нарочито отчетливы и ужасны.
Геймплей: 9.0
Отличные элементы RPG с точки зрения стандартных тропов (прокачка, крафт, исследование) и солидное исполнение уникальных подходов (перманентные решения, эффекты зависимости). Сама по себе игра ощущается действительно непохожей на что-либо еще в этой сфере.
Звук: 9.0
От дурацких гудков до тревожных атмосферных нот, саундтрек мастерски создан для вызова чувства дискомфорта, присутствующего в Олате. Единственная причина, по которой оценка не выше, заключается в том, что я никогда не захочу слушать эту музыку за пределами игры: она слишком тесно связана с историей.
Фактор удовольствия: 9.0
Я мучился с выборами, потел над сохранениями и сном, пытаясь восстановить HP. Я закрывал лицо от шока, когда невезение по-настоящему отнимало что-то важное в моей игре. Это был хит-парад от начала до конца, и я не могу поверить, что выдержал все это.
Итоговый вердикт: 9.0
Lisa the Painful: Definitive Edition доступна сейчас на PC, Xbox Series X|S, PS4, PS5 и Nintendo Switch.
Обзор сделан на Nintendo Switch.
Копия Lisa the Painful: Definitive Edition была предоставлена издателем.