О нас
Игровой сайт является источником полезной информации для игроков, предоставляя свежие новости из мира игр, а также полезные советы и руководства. Кроме того, на сайте можно найти интересные статьи, интервью с разработчиками и обсуждения игровых тем, создавая дополнительное коммуникационное пространство для игрового сообщества.
Навигация
Обзор игры: LISA: THE JOYFUL (DEFINITIVE EDITION)

LISA: The Joyful – Обзор: Послевкусие Боли
После того как я провел время с LISA: The Painful, меня абсолютно покорил мир, созданный Dingaling, и его обитатели Олате. Сюжет, непростые решения и боевая система — все это глубоко запало мне в душу. Я с нетерпением ждал возможности погрузиться в сиквел, который одновременно вышел на Nintendo Switch. Как бы мне ни хотелось просто взять игру и пройти ее побыстрее, у меня была долгая поездка, совпавшая с датами релиза, и благодаря этому мне удалось провести с LISA: The Joyful – Definitive Edition немного больше времени. Это дополнительное время сильно изменило мой взгляд на то, как следует воспринимать эту игру, ее идеи и основные темы.
Внимание: Спойлеры!
Сразу хочу предупредить всех и каждого, что этот обзор LISA: The Joyful будет полон спойлеров, многие из которых касаются продолжения сюжета LISA: The Painful. Если вы не закончили или даже не начали Painful, имейте в виду, что сюжеты глубоко переплетены, и элементы первой игры повлияли на мое восприятие и оценку сиквела.
Сцена из самого начала игры должна дать понять, что это не будет радостное путешествие.
Начиная ровно там, где закончилась LISA: The Painful, LISA: The Joyful отдает управление в руки Бадди; той самой малышки, ставшей молодой женщиной, которая была центральной фигурой первой игры. Теперь Брэд, ее приемный отец, полностью деградировал в Мутанта из-за своей зависимости от Радости (Joy). Бадди, по сути, осталась одна. Она быстро объединяется с Рандо (одним из главных антагонистов предыдущей игры) для защиты, но так же быстро демонстрирует, что ей это не нужно.
Бадди, если выразиться помягче, ненавидит весь мир. Она ненавидит в Олате все, как оно есть, и решает, что с этим нужно что-то делать. Она находит список Военачальников Олате и, желая стать той переменой, которую она хочет видеть, отправляется убить их всех. Это путешествие очень напоминает «Убить Билла», но оно необъяснимо мрачнее и насильственнее.
Но... неуместные шутки никуда не делись.

Игровой процесс
Основные идеи LISA: The Joyful остались теми же, что и в первой игре серии LISA, так что игроки не должны запутаться в том, что делать. На самом деле, Joyful значительно более прямолинейна, а местами даже линейна, поскольку у вас есть более четкое представление о том, что должно произойти, чтобы продвинуться дальше. Например, в одной из ранних областей есть запертая дверь, которую нельзя открыть, пока вы не доберетесь до территории одного из Военачальников и по пути не подберете динамит, чтобы взорвать себе проход. Здесь нет товарищей по отряду, над выбором которых нужно мучиться; есть только Бадди и Рандо, а очень скоро — только Бадди. Хотя концовок несколько, можно немного «сохраняться-загружаться» (save scumming) и увидеть всю историю без особых усилий. К тому же, режим Painful исчез, так что, хотя игра по-прежнему сурова, нет причин паниковать при каждом сохранении.
Боевая система
Боевая система, вдохновленная пошаговыми JRPG, доработана: многие атаки Бадди теперь включают QTE (Quick Time Events) для нанесения максимального урона. С одной стороны, это явный отход от «закликивания» кнопок, составлявшего большую часть боевого стиля Брэда, так что приятно видеть что-то новое. С другой стороны, это также создает моменты стресса из-за кривой обучения по мере продвижения в игре. Более продвинутые атаки Бадди смертоноснее, но и требуют еще более точного выполнения (tighter window), что может приводить к поражениям после освоения нового навыка и периода «привыкания». Тем не менее, есть причина, по которой Бадди путешествует в одиночку: она справляется со всем этим сама.
Бадди может быть разной, но только не беспомощной жертвой.
Мир и исследование
Поскольку игра меньше, мир LISA: The Joyful также более локализован, оставляя все разделенным на сегменты и позволяя игрокам использовать быстрое перемещение (после разблокировки) между областями. Бадди, в отличие от Брэда, более ловкая, поэтому она может запрыгивать туда, куда Брэд физически не мог, обеспечивая более быстрое перемещение даже в новых локациях. Меньше исследования и меньше возвращений назад означают меньший объем игрового процесса, а также меньше возможностей по-настоящему оценить дизайн разрушенных земель Олате.
По сравнению с Painful, мне кажется, здесь вы получаете лишь обрывки информации о том, как мир изменился и деградировал в различных сообществах, и это иногда кажется упущенными возможностями. С другой стороны, Бадди здесь не для прогулок: она сосуд возмездия, и именно на этом сосредоточено внимание на протяжении всей игры.

Важность контекста
Есть два способа взглянуть на LISA: The Joyful: как на отдельную игру и как на продолжение предыдущего сюжета. Я уверен, что для многих фанатов важно объединить эти два опыта, чтобы получить полное представление. В конце концов, основная цель Joyful — завершить историю после довольно выразительного клиффхэнгера в конце Painful, и ей это безусловно удается за несколько часов. Бывают случаи, когда можно порекомендовать сиквел вместо оригинала (никто же не требует найти первый Street Fighter, прежде чем играть во второй), но я просто не думаю, что можно играть в эту игру, не закончив сначала Painful. На самом деле, я бы сказал, что Joyful могла бы быть просто дополнением, которое завершает историю.
Сюжет и персонажи
Мои рассуждения полностью основаны на сюжете и демонстрации того, что произошло с Бадди, Брэдом, Рандо и несколькими другими персонажами, включая ту самую Лизу. LISA: The Painful — это история разрушенного мира, где будущее всего, казалось, легло на плечи одного очень грустного, очень сломленного человека. Брэд делает все возможное, со своей точки зрения, чтобы принять правильные решения и создать безопасный мир для единственной оставшейся девочки, и делает это из-за преследующего его чувства долга перед мертвой сестрой. На протяжении всей игры мы видим, как Брэд принимает все более тяжелые и пугающие решения, всегда в уверенности, что делает все ради Бадди. Только в конце Брэд осознает масштаб своих поступков и то, как на самом деле это повлияло на жизнь Бадди.
LISA: The Joyful показывает последствия для молодой женщины, которая презирает текущее положение вещей и негодует из-за своего воспитания, полного страха и насилия. У нее понятный, но неиссякаемый гнев, и она хочет одного — того, чего у нее никогда не было: контроля. Ее череда убийств и разрушений — это одновременно ее выбор и нечто, что ей навязано, и это продолжается, даже когда она узнает больше о причинах столь унылого состояния ее мира, о том, почему наркомания пропитала культуру, и даже о том, как она появилась в мире, где рождение казалось невозможным. Без контекста это просто внезапное, кажущееся беспричинным стремление к убийствам, где игроки пытаются разобраться по обрывкам информации.
Прохождение обеих игр важно, чтобы избежать демонизации кого-либо в этой истории. Брэд действительно психически нездоров, но вы не поймете, как эти события заставили его так поступать, если не сыграете в Painful, и вы не узнаете всей глубины этой основы, если не сыграете в Joyful. Гнев Бадди оправдан, если собрать воедино ее заточение и затем увидеть, насколько ее объективируют, даже когда она еще молода. Игровая механика в LISA: The Joyful, позволяющая менять маски для запуска разных диалогов, прекрасно это подчеркивает: конечно, маски нужны для доступа к разным областям, но также здорово снять маску и услышать, насколько грубы и отвратительны мужчины по отношению к этой юной девушке.
Многое в LISA: The Joyful является улучшением по сравнению с Painful: более отточенная боевая система, более продуманный дизайн локаций, более разнообразный саундтрек и даже более сильные сюжетные повороты и открытия о прошлом. Однако я просто не могу рекомендовать играть в нее отдельно, потому что иначе это просто бессмысленное насилие и обрывки сцен насилия и пыток практически без контекста. Игроки, которым понравилась LISA: The Painful, безусловно, должны сыграть в это и быть готовыми ко всему, что на вас обрушится, но новичкам следует остановиться и вернуться назад. Прежде чем испытать Радость (Joy), вам действительно нужно пройти через Боль (Pain).
Технические аспекты и оценка
Графика: 9.0
Дальнейшее развитие создания тревожных моделей персонажей и печальных миров. Dingaling попал в точку, сделав так, что эта игра ощущается как прямое продолжение первой, и визуальная составляющая на высшем уровне.
Геймплей: 7.0
Меньше областей для исследования, более прямолинейные выборы и пути. К тому же, больше экспозиции, требующей сидеть и читать, вместо того чтобы находить вещи самому. Важно, но в результате менее увлекательно.
Звук: 9.0
Сочетание полной тишины, предвещающей беду атмосферы и затем внезапных, диких музыкальных скачков держало меня в напряжении на протяжении всей игры. Я не могу насытиться выбором композиций в саундтреке.
Фактор удовольствия: 6.5
Поскольку я имел дело с последствиями и всей болью и гневом, содержащимися в Бадди, возникает чувство дискомфорта и вины за роль Брэда в первой игре. Это настолько хорошая история, но она, безусловно, не из тех, что доставляют «удовольствие».
Итоговая оценка: 7.5
LISA: The Joyful (Definitive Edition) уже доступна на PC, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X|S и Nintendo Switch.
Обзор сделан на Nintendo Switch.
Копия LISA: The Joyful (Definitive Edition) предоставлена издателем.
Категория
Copyright © Footer 2023-2025. Все права защищены. | Обратная связь |
Внимание: Meta Platforms Inc., владелец Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией и деятельность её сервисов запрещена на территории Российской Федерации.