О нас
Игровой сайт является источником полезной информации для игроков, предоставляя свежие новости из мира игр, а также полезные советы и руководства. Кроме того, на сайте можно найти интересные статьи, интервью с разработчиками и обсуждения игровых тем, создавая дополнительное коммуникационное пространство для игрового сообщества.
Навигация
Комментарии
Обзор игры: JAWS OF THE LION MAKES GLOOMHAVEN NEWCOMER FRIENDLY

Gloomhaven. Спустя три года после выхода, Gloomhaven по-прежнему занимает первое место в рейтинге 100 лучших игр всех времен на BoardGameGeek, а также в моем личном топе любимых настолок. Это огромная коробка, наполненная приключениями, головоломками, предательством и семнадцатью игровыми классами персонажей, которые я до сих пор не освоил полностью. Но ее внушительный размер и высокая цена делают игру довольно пугающей для новичков, и многие попросту проходили мимо. Чтобы дать каждому возможность прикоснуться к удивительному миру Gloomhaven, компания Cephalofair Games решила выпустить более доступное и компактное самостоятельное дополнение.
Gloomhaven: Jaws of the Lion вышел в июле этого года по цене $49.99, в отличие от $139.99 за оригинал, но при этом содержит двадцать пять различных сценариев. Что еще лучше, "Челюсти Льва" добавляют четыре новых класса персонажей, которые полностью совместимы с базовой игрой Gloomhaven и дополнением "Забытые круги". За всего лишь 50 долларов вы получаете солидное количество контента, делающего эту фантастическую игру гораздо более доступной.

Не буду сильно углубляться в игровую механику, поскольку подробно разбирал ее в обзоре базового Gloomhaven, а основная механика "Челюстей Льва" осталась практически без изменений. Есть пара нюансов в правилах, например, как именно враги роняют добычу после смерти (даже призванные) и что считается пустым пространством.
Gloomhaven: Jaws of the Lion работает так же, как и оригинал. Игроки сообща проходят кампанию, состоящую из сценариев в подземельях, с сильными элементами головоломки. В каждом раунде игроки выбирают две карты способностей из своей руки, которые определяют, какие действия они могут совершить в этот раунд.
Карты способностей разделены на две части, которые называются верхним и нижним действием. У обеих частей также есть стандартное верхнее действие "атака 2" и нижнее действие "движение 2" по умолчанию — это такой универсальный "план Б". В центре каждой карты способности находится число — инициатива, определяющая порядок хода. В порядке возрастания инициативы игроки по очереди выбирают, какую комбинацию верхнего и нижнего действия они хотят использовать из двух разыгранных карт.
Когда игроки разрешают атаку, они берут карту из своей колоды модификаторов. Эта колода из двадцати карт по сути служит креативной заменой кубикам. Карты модификаторов меняют количество наносимого урона, вычитая до двух единиц из базовой атаки или, если повезет, наоборот, добавляя урон. Также в каждой колоде модификаторов спрятаны карты критического промаха и критического попадания, которые соответственно обнуляют или удваивают весь урон.
По мере прохождения кампании игроки получают возможность изменять свои колоды модификаторов, используя серию перков, доступных их классу персонажа. Эти перки могут, например, навсегда удалить две карты "-1" или заменить карту "+1 урона" на карту "+3 урона". Со временем игроки могут использовать эту систему, чтобы смягчить некоторые негативные эффекты игры, делая своих персонажей более эффективными.
Сложность в том, что вражеские карты способностей имеют свои собственные значения инициативы, и враги могут действовать до или между ходами игроков, путая все планы группы. К счастью, игроки выбирают свои карты способностей на раунд до того, как решат, какие именно действия они активируют. Это дает больше свободы для соответствующей корректировки своего плана действий.
После того как все игроки завершили свои ходы, они добавляют две использованные в этом раунде карты в личную стопку сброса. Как только в руке игрока остается слишком мало карт, чтобы разыграть еще одну пару, он должен либо совершить короткий отдых, либо долгий отдых.
Игроки, выбирающие короткий отдых, немедленно берут свою стопку сброса, тасуют ее и случайным образом выбирают одну карту, чтобы добавить ее в стопку потерянных карт. Стопка потерянных карт — это дополнительный уровень сброса. Любые карты, попадающие в эту стопку, удаляются из игры и не могут быть восстановлены до конца сценария.
Долгий отдых работает похожим образом, но дает дополнительные преимущества ценой определенных издержек. Игроки, выбравшие долгий отдых, восстанавливают две единицы здоровья и могут выбрать, какая из сброшенных карт отправится в стопку потерянных карт. Расплата в том, что долгий отдых заставляет игрока пропустить все действия в следующем раунде, делая его более уязвимым.

Система потери карт и отдыха призвана симулировать выносливость персонажей и их способность оставаться в бою до полного изнеможения. У каждого класса есть фиксированное число на планшете игрока, представляющее максимальный размер руки. В начале сценария каждый игрок начинает с полной рукой из девяти-двенадцати карт (в зависимости от класса). Каждый раз, когда игроку нужно отдохнуть, его рука становится все меньше и меньше, пока не останется недостаточно карт для розыгрыша двух карт способностей. Когда это происходит, игрок считается изможденным, и его персонаж покидает битву, оставляя союзников в беде.
Эта система и придает Gloomhaven его головоломочный характер. То, что мы описали до сих пор, задавало бы каждому сценарию определенную конечную точку, но большая часть удовольствия от Gloomhaven заключается в том, чтобы научиться менять свою судьбу, продлевая свою выносливость или как можно быстрее уничтожая врагов.
Многие из более мощных способностей персонажа используются только один раз. После использования такая карта немедленно отправляется в стопку потерянных карт, уменьшая выносливость игрока. Несмотря на цену, способности потерянных карт часто достаточно мощны, чтобы стоить риска.
На ум приходит способность Empathetic Assault Ворразума. Нижнее действие — просто движение на два шага, которое также позволяет исцелить себя на два урона. Однако верхнее действие гораздо более разрушительно: оно позволяет нанести четыре урона цели на расстоянии до пяти клеток, получить два очка опыта и добавить в комнату эффект Льда. Такие мощные эффекты часто оформлены как потерянные карты.
Умение решать, когда использовать, а когда приберечь потерянные карты, часто будет определять разницу между победой и поражением. Как правило, это означает приберегать потерянные карты для "идеального" момента, который наступает крайне редко, если вообще наступает. Другой вариант использования потерянной карты — жизненно важная способность Плетущей Заклинания (Spellweaver) Reviving Ether. Поскольку у Плетущей Заклинания очень маленький максимальный размер руки и много потерянных карт, ей легко быстро "сжечь" всю свою колоду. Но используя верхнее действие Reviving Ether, она может восстановить свои силы и забрать все карты из стопки потерянных карт.
В течение кампании игроки будут набирать опыт, который позволит им повышать уровень персонажа, увеличивая здоровье и открывая новые способности. Напомню, размер руки каждого персонажа фиксирован, поэтому для добавления новых мощных способностей в свою колоду, старые карты придется удалить. Умение создать эффективного персонажа и собрать колоду, соответствующую выбранному пути, — это еще один слой головоломки Gloomhaven, делающий ее такой интригующей для экспериментов.
Но все это лишь общий обзор Gloomhaven. Здесь много всего, что нужно усвоить, и по мере развития сюжета сценарии становятся все более сложными и запутанными, что делает их освоение еще труднее. Именно по этой причине я считаю, что одним из лучших шагов Cephalofair Games было сделать первые пять миссий "Челюстей Льва" обучающими.
Большинство игр, включая оригинальный Gloomhaven, предполагают, что игроки потратят часы на изучение книги правил и усвоение как можно большего материала перед игрой. Исаак Чайлдрес хотел сделать свою и без того непростую игру более доступной, и стандартный процесс обучения по многостраничному правильнику для "Челюстей Льва" не подошел бы. Вместо этого игроки могут выбрать персонажа и сразу же погрузиться в игру.
Самый первый сценарий пошагово ведет игроков через модифицированную подготовку и предоставляет им специальный набор карт способностей, предназначенный только для обучения. В первой миссии у игроков всего пять карт способностей (уровень "А") и несколько врагов, которые просто двигаются на одну клетку и атакуют на два урона в конце каждого раунда. Все более сложные детали, которые я уже упомянул, на этом этапе отсутствуют.
По завершении первого сценария игрокам предлагается добавить две карты способностей из следующей колоды (уровень "Б"). Руководство по обучению затем вводит концепции атак по области, подбора добычи, толкания, притягивания, потерянных действий и некоторых других. Каждый новый шаг обучения добавляет по несколько новых механик, что упрощает усвоение материала по сравнению с попыткой переварить весь набор правил сразу.
Обучающие сценарии продолжаются в таком же духе до пятого включительно. К концу этой секции игроки получают подробное пошаговое руководство по всем слоям механики Gloomhaven, пока не оказываются комфортно у входа в логово зверя. Опытных игроков может отпугнуть идея обучающей секции, но уверяю вас, это занимает совсем немного времени и прекрасно задает тон истории игры. Моя группа и я прошли первые пять сценариев в общей сложности за два часа, получив небольшое представление о наших новых классах и при этом быстро продвигаясь к большому приключению.
Но пусть обучение не обманывает вас: "Челюсти Льва" столь же замысловаты, если не больше, чем оригинальная игра. Хотя у меня нет особых претензий к базовой коробке, многие игровые классы следовали классическим фэнтезийным архетипам, несмотря на изобретательные расы, которые они представляли. Среди стартовой шестерки (спойлеров не будет) Человек-Проныра (Scoundrel) взял на себя роль стандартного вора/разбойника. Тем временем Орхидея-Плетущая Заклинания (Spellweaver) выполняет роль мага, а Инокс-Брутал (Brute) — воина группы. Даже некоторые труднодоступные запечатанные персонажи подпадают под довольно базовые фэнтезийные архетипы.
Уточню, это не делает эти классы менее интересными для игры. Однако в мире, наполненном новыми видами и свежими идеями, было немного обидно видеть такие знакомые роли персонажей. "Челюсти Льва" стали для Чайлдреса новым шансом показать, что мир Gloomhaven жив и процветает, и он справился с этой задачей блестяще.
Четыре класса из "Челюстей Льва" стали отличным дополнением, взяв упрощенные дизайнерские концепции и сделав их глубокими и захватывающими. Красный Страж (Red Guard) может быть одним из лучших примеров этого, поскольку это самый прямолинейный класс из всей группы. Валрат-Красный Страж — это "танк" из "Челюстей Льва", способности которого построены вокруг его цепных серпов, напоминающих Клинки Хаоса Кратоса. Его специализация — ближний бой, поэтому он использует эти серпы, чтобы хватать врагов и притягивать их к себе, где он может обрушивать на них град ударов, пока его толстая броня защищает его.
Красный Страж не самый динамичный класс в игре, но он безусловно ключевой игрок. Используя механику притяжения, чтобы удерживать врагов рядом, он невольно становится мишенью для вражеских атак и тем самым защищает своих союзников. Без спойлеров, более поздние способности могут наделять серпы особыми эффектами и давать Красному Стражу более разнообразные атаки.
У Кватрила-Подрывника (Demolitionist) определенно лучший внешний вид. Кватрилы — маленькая и хрупкая раса, которая склонна полагаться на свой интеллект и инженерные способности, создавая небольшие предметы для самозащиты или вообще избегая боя. Подрывник плюнул на этот стереотип и решил использовать свои инженерные навыки самым крутым способом. Оснащенный ракетными кулаками и ботинками, Подрывник становится силой, с которой нужно считаться.
Дополнительная мощь его ракетных поршневых кулаков позволяет ему разрушать препятствия на пути отряда и получать за это значительные бонусы к урону. Подрывник — еще один класс, специализирующийся на прямом уроне, что делает его понятным для новичков. Что отличает его от Красного Стража, так это способность использовать гаджеты для создания ловушек и метания бомб для атак по области. У него также есть большое количество условных бонусов, например, добавление трех уронов к базовой атаке на три и получение одного очка опыта, если цель является задачей. Конечно, некоторые из самых захватывающих приемов могут быть более ситуативными, чем другие, но этот маленький Кватрил наносит чертовски мощные удары.
Инокс-Топорометатель (Hatchet), специалист по дальнему бою, очень быстро стал любимцем фанатов. Этот Инокс отказался от пути своих соплеменников-воинов-варваров и полностью принял жизнь городского наемника. Топорометатель — не какой-то там городской франт, он по-прежнему вполне способен на поле боя, но у него развилась особая привязанность к своим инструментам труда.
Класс Топорометателя — отличный и динамичный класс дальнего боя, сфокусированный на метании топоров. А точнее, одного любимого топора, известного как "Любимый". Метание "Любимого" добавляет три урона к дальнобойной атаке. Но этот топор не какой-нибудь Громобой, который можно призвать обратно. Вместо этого после использования топор застревает в цели. Но какой Топорометатель оставит свое любимое оружие?
Всякий раз, когда умирает враг с засевшим в нем Топором, он падает на землю, и игрокам приходится подходить и забирать его. Или же они могут использовать засевший топор для выполнения мощных атак, таких как Follow Through (Продолжение), которая является атакой на расстояние четыре с двумя базовыми уронами плюс еще два урона и опыт, если "Любимый" уже находится в цели. По мере повышения уровня Топорометатели открывают все больше и больше способностей, которые комбинируются с использованием "Любимого". Хотя почти все способности Топорометателя сфокусированы вокруг "Любимого", правильная комбинация способностей может наносить безумное количество урона. Я часто наносил больше пятнадцати урона даже на ранних уровнях персонажа. Поскольку Топорометатель играет в небольшую игру "Принеси-Любимый" сам с собой, настройка по-настоящему мощных атак может занять некоторое время, что делает его более подходящим для терпеливых игроков.
И последний, но определенно не менее важный, — Человек-Страж Пустоты (Voidwarden). До выхода "Челюстей Льва" я был абсолютно уверен, что Топорометатель или Подрывник станут моими любимыми классами. Несмотря на то, что я командный игрок, я обычно презираю классы поддержки. Я считаю, что их набор способностей ограничен исцелением или какой-то формой защиты и немногим больше, оставляя творческие решения кому-то другому. С другой стороны, Страж Пустоты навидалась всякого и не собирается себя сдерживать.
Класс Стража Пустоты — это целитель группы, но она немного "того". В детстве Страж Пустоты пережила пограничный с пустотой опыт. С тех пор левая сторона ее тела обуглилась, став черной, как грубый черный песок, остающийся после всего, чего коснулась и что растворила пустота. Но вместо тьмы Страж Пустоты обрела новую силу. В течение своей жизни она научилась направлять силы Пустоты, чтобы подчинять волю как союзников, так и врагов. Она также может исцелять своих союзников, но не без последствий.
Способности Стража Пустоты представляют собой сложную смесь исцеления, благословения, наложения проклятий и отравления. Но вы не всегда накладываете эти эффекты туда, куда изначально хотели бы. Мощные исцеляющие способности, такие как верхнее действие Black Boon (Темное Благо), позволяют ей восстановить пять единиц здоровья любому персонажу в радиусе трех и добавить в комнату эффект Тьмы. Но использование этой способности также отравит того, кого она лечит. Зачем вообще такое делать? Используя верхнее действие Close to the Abyss (Близко к Бездне), Страж Пустоты может восстановить два единицы здоровья двум разным целям в радиусе двух. Эффекты исцеления снимают яд с тех, кто им отравлен. В случае с Close to the Abyss, союзник, с которого снят яд с помощью этой карты, может добавить "благословение" (карту модификатора x2) в свою колоду модификаторов, что готовит его к мощной атаке в будущем.
Другие способности Стража Пустоты позволяют ей контролировать врагов, перемещая их по полю, или даже заставлять их атаковать друг друга. Нижнее действие Close to the Abyss — как раз такая карта, которая заставляет всех врагов в радиусе трех клеток переместиться на одну клетку под контролем Стража Пустоты. Один шаг может показаться не так уж много, но если этот шаг переместит врага в ловушку, это легко может означать гарантированное убийство.
Страж Пустоты — непростой класс для освоения и лучше подходит для более опытных игроков, но, черт возьми, насколько же он полезен и интересен! Каждое ее действие — это расчет риска и выгоды, который может иметь серьезные последствия, от проклятия себя до гибели союзника. Каждое движение ощущается как головоломка, на кон в которой поставлена твоя жизнь, но я обожаю, когда план сходится.
Одна из трудностей успешной кампании в Gloomhaven — создание сильной партии. С шестью стартовыми классами в оригинальной игре можно выбрать неудачную комбинацию персонажей, которая оставит вас в значительно невыгодном положении, независимо от того, насколько весело вам играть. Отличие "Челюстей Льва" в том, насколько более сбалансирован состав партии. Всего с четырьмя персонажами на выбор гораздо проще собрать хорошую комбинацию и развить персонажей, которые успешно дополняют друг друга.
Одним из больших дизайнерских изменений стало физическое представление каждого сценария. Большая коробка Gloomhaven поставлялась с большим количеством выдавливаемых картонных плиток, которые расставлялись согласно руководству по кампании для формирования каждого сценария. Цель "Челюстей Льва" состояла в создании игры, к которой было бы легче подступиться, включая создание более компактной коробки. Команда Cephalofair создала буклет сценариев, где каждая карта нарисована на странице, что позволяет использовать саму книгу в качестве игрового поля и экономить место на столе.
Буклет сценариев также позволяет каждому заданию иметь уникальное оформление, гораздо лучше поддерживающее атмосферу каждой миссии. Оригинальная модульная система была ограничена тематическими текстурами и цветовой гаммой местности, тогда как книга смогла вдохнуть дополнительную жизнь в каждую историю. Ее небольшой размер также делает ее более компактной и удобной для упаковки в коробку с игрой.
Мне нравится буклет сценариев за уникальное оформление каждой карты и за то, сколько компонентов он объединяет. Благодаря иллюстрациям, такие концепции, как опасная местность, которая ранее обозначалась отдельными жетонами в оригинале, теперь являются частью иллюстрации на карте в буклете. Тем не менее, я предпочитаю громоздкие модульные плитки.
Многие игроки, включая меня, использовали модульность плиток карты для создания напечатанных на 3D-принтере декораций или стен, чтобы превратить плоское поле в более живой и объемный опыт. Буклет сценариев делает такой проект гораздо более сложным, поскольку переплетом сложно работать. Однако я принадлежу к группе, которая, похоже, в меньшинстве.
Решение с буклетом сценариев для экономии места стало настолько популярным, что возник большой спрос на издание таких буклетов для Gloomhaven, "Забытых кругов" и грядущего Frosthaven. Удивительно, но Cephalofair взялась за выпуск этих буклетов позже, после выполнения обязательств по Kickstarter-кампании Frosthaven. Хотя я лично не буду их покупать, замечательно, что у руля моей любимой серии стоит такая увлеченная и отзывчивая команда разработчиков игр.
Gloomhaven: Jaws of the Lion — фантастическая игра, особенно по цене в $50. Вся магия большой коробки ужалась, чтобы поместиться в меньшую, менее пугающую коробку. Разнообразие классов персонажей всегда было в центре внимания Gloomhaven, и "Челюсти Льва" предлагают варианты, не уступающие, если не превосходящие, оригинальную игру. Когда вы наиграетесь содержимым "Челюстей Льва", вы можете использовать эти классы в любой другой игре серии Gloomhaven или переиграть "Челюсти Льва" персонажами из большой коробки Gloomhaven.
Независимо от того, как вы решите подойти к серии, Gloomhaven определенно стоит своих денег. Но независимо от того, сразу ли вы погрузитесь в большую коробку или начнете с меньшего введения, "Челюсти Льва" — отличное дополнение к любой полке и обязательный маст-хэв для фанатов "-хейвена".