Просмотров: 0

Обзор игры: CLAIR OBSCUR: EXPEDITION 33

Обзор игры: CLAIR OBSCUR: EXPEDITION 33

Clair Obscur: Expedition 33 появилось словно из ниоткуда. Это совершенно новая игровая вселенная от недавно образованной французской студии Sandfall Interactive, и мы понятия не имели, чего ожидать. Однако, как только я запустил игру, сразу понял — в руках у меня нечто поистине особенное. Clair Obscur: Expedition 33 мастерски возвращает ту самую магию классических японских RPG, привнося при этом свежий "западный" колорит, и открыто демонстрирует все свои источники вдохновения. Это, без преувеличения, одна из лучших игр со времен Baldur’s Gate 3.



Сюжет



Каждый год Провидица пробуждается и рисует на монолите новое число. Отсчет начинается со 100, и с каждым годом число уменьшается. Когда наступает Гоммаж, все, кто достиг или превысил возраст, нарисованный на монолите, стираются из существования. В это же время отправляется экспедиция с единственной целью — найти и убить Провидицу, положив конец этому смертоносному циклу.



Диалоги в любой момент могут ударить по эмоциям благодаря отличной озвучке.



С самого начала Clair Obscur: Expedition 33 задает тон великолепным прологом, представляющим диковинные концепции и мощный эмоциональный стержень. Мастерски сделанный первый час игры позволяет исследовать город непосредственно до и после Гоммажа. Он знакомит нас с Гюставом и его приемной сестрой Маэль, а также с остальными членами экспедиции, которые посвятили большую часть жизни подготовке к этому путешествию.



Прибыв в пункт высадки экспедиции, группа подвергается нападению загадочного персонажа. Союзники разбросаны, экспедиция в руинах. Гюстав и Маэль отправляются в путь, чтобы собрать своих товарищей, прежде чем выследить Провидицу. По дороге они встретят новых союзников и столкнутся с угрозами, а также познакомятся с деревней дружелюбных созданий, известных как Гестрали, готовых помочь в их походе.



Если все это кажется очень похожим на Final Fantasy, то так оно и есть. Завязка Clair Obscur: Expedition 33 абсолютно абсурдна и до безумия странна, но в лучшем смысле этого слова. Она цепляет с самых первых минут и держит до финальных титров. Игра идеально балансирует душераздирающие моменты с легкостью и радостью. Это прекрасно рассказанная история со сложными персонажами, чьи мотивации выходят за рамки простого убийства Провидицы, что делает их всех симпатичными. И несмотря на мрачный сюжет, в игре в неожиданных количествах присутствует юмор, в основном благодаря спутникам-Гестралям, разбросанным по карте. Clair Obscur: Expedition 33 заставляла меня смеяться и плакать одновременно.


Игровой процесс



Идеальные парирования всегда приносят удовольствие.



Как и сюжет, игровой процесс вдохновлен пошаговыми боевыми системами из JRPG. Если вы играли в игры вроде Final Fantasy VII-X или более современные Persona и Yakuza: Infinite Wealth, многое покажется вам знакомым. Это партийная JRPG с пошаговыми боями. Однако есть и несколько свежих идей, которые выделяют ее из ряда.



Боевая система пошаговая, напоминает таковую из Persona или Final Fantasy: персонажи атакуют по очереди в зависимости от их положения в списке инициативы. Обычные атаки накапливают энергию, которую можно использовать для выполнения навыков. В каждый бой можно взять до трех персонажей. У каждого из них свой стиль игры и особые способности. Моя любимица, Сиэль, может усиливать свои атаки, применяя к врагам "Предсказания", которые она затем поглощает, нанося колоссальный урон. Люна предлагает отличные поддерживающие опции: она может снимать дебаффы с союзников, лечить при необходимости и накладывать эффекты горения, которые персонажи вроде Маэль могут использовать в своих интересах для легкой смены стоек. Между стилями игры персонажей чувствуется отличная синергия.



Кроме того, в игре довольно глубокая RPG-система, позволяющая гибко настраивать билды и поощряющая исследование мира. Стандартная система атрибутов позволяет распределять очки для линейного развития персонажа, увеличивая здоровье и бонусы к атаке с каждым уровнем. Каждый персонаж также может экипировать широкий набор навыков, меняющих его стиль игры. Оружие становится мощнее по мере прокачки, что также открывает невероятно сильные перки. Уже этого много, но игра не останавливается на достигнутом.



В Clair Obscur: Expedition 33 было так много моментов, вызывающих возглас "Вау!".



Наиболее интересным нововведением являются Пиктограммы, которые можно назначать персонажам для получения различных усилений — от прямого увеличения урона до более стратегических бонусов, таких как генерация AP, иммунитет к стихиям или улучшение идеальных парирований за счет увеличения входящего урона. После завершения четырех боев с экипированной Пиктограммой она разблокируется как Люмина, которую можно назначить всем персонажам, используя очки Люмины. Пиктограммы и Люмины можно менять в любой момент, что позволяет адаптировать билд под особо сложные бои или те, где можно использовать определенные механики врагов. Это поощряет эксперименты и изменения "на лету".



Чтобы выделиться среди других пошаговых RPG, Clair Obscur: Expedition 33 припрятала еще один козырь в рукаве. Практически каждое действие сопровождается QTE-моментом в системе, которую разработчики называют "реактивными пошаговыми боями". При использовании навыка появляются подсказки кнопок, позволяющие усилить атаку. Эти моменты часто ритмичны и соответствуют анимации атаки. Аналогично, реактивные подсказки работают и в защите. Вы можете уклоняться, парировать или отпрыгивать от атак. Представьте отличную систему из Sea of Stars, выкрученную на максимум.



Это прекрасная система, которая отлично наслаивается на боевую механику и придает пошаговым боям более своеобразный, реактивный ритм. Тайминги невероятно жесткие, так что если вы не мастер парирования, полностью полагаться на него не получится — придется уклоняться от некоторых атак. Если вам удается провести идеальное парирование последнего удара, автоматически выполняется контратака. Уклонение гораздо безопаснее с более широким окном выполнения, но у врагов много приемов с долгими замахами, способных сбить вас с тайминга. Внимательно следить за анимацией и звуками абсолютно необходимо. Если вы хорошо справляетесь с парированием, можете даже сражаться с более сильными врагами и полностью избегать атак, убивающих с одного удара.



Очень похоже на Persona 5. Даже интерфейс такой же стильный.



Игра вознаграждает за мастерство, не слишком сильно наказывая, благодаря частому автосохранению и системе чекпойнтов в духе Dark Souls (флаги, разбросанные по локациям, позволяют пополнить запасы и возродить врагов). После поражения вы никогда не теряете много прогресса, и можете свободно "фармить" врагов для прокачки перед особо сложным боссом или локацией. И поверьте, умирать вы будете довольно часто. Clair Obscur: Expedition 33 — на удивление сложная игра даже на стандартной сложности, с заметными скачками сложности, но это делает победы еще более ценными. Игра редко ощущается несправедливой, даже если у некоторых атак нет четких индикаторов. Стоит также отметить, что если члены вашей основной группы падают в бою, можно ввести резервистов для "последнего боя".



Когда вы не сражаетесь с разнообразными врагами, вы исследуете мир в двух формах. В каждой зоне есть множество скрытых путей, секретов и опциональных боссов, за победу над которыми можно получить отличную добычу. Некоторые из них невероятно сложны, предлагают новые механики и, скорее всего, потребуют вернуться позже, прокачавшись. Всегда есть что-то интересное, что можно найти, и к чему можно вернуться, и Clair Obscur: Expedition 33 отлично дразнит такими моментами, побуждая сойти с проторенной дорожки. Большинство зон довольно линейны, с небольшим количеством ответвлений, но каждая из них мне очень понравилась.



Как и в некоторых классических JRPG, в игре есть уменьшенная карта мира, которая дает реальное ощущение масштаба огромного созданного мира. На глобальной карте вы найдете опциональные локации и даже мини-игры, такие как платформенные головоломки, которые являются приятным отвлечением от основного сюжета и дают неплохие награды, например, дополнительные костюмы, прически или даже оружие, ресурсы и Пиктограммы. Всегда есть что-то интересное, что можно сделать или найти, и я часто возвращался в уже пройденные области, чтобы увидеть, что пропустил.



Нет ничего лучше пляжной вечеринки с Гестралями, чтобы на короткое время забыть о грядущей погибели.


Есть несколько небольших претензий к Clair Obscur: Expedition 33, и касаются они в основном отсутствия некоторых удобств. Я не ожидаю мини-карты или списка всех найденных предметов — это могло бы испортить ощущение исследования. Но простая отметка на карте, указывающая, что я собрал все, или возможность ставить свои метки очень пригодились бы. Меню не помешало бы доработать, и в игре даже нет бестиария, чтобы отслеживать всех различных существ, союзников и локации.



В целом, Clair Obscur: Expedition 33 делает почти все правильно, и здесь есть во что углубиться. Огромный и красивый мир с одной из лучших пошаговых боевых систем за многие годы. Глубокие RPG-механики и захватывающая история от начала до конца. Я многое не затронул, но каждая новая механика вводится в таком темпе, что ничего не кажется перегруженным, и это поддерживает интерес к игре на протяжении всего прохождения, которое занимает более 40 часов. А еще есть масса побочного контента и режим "Новая игра+", который также увеличивает сложность. За цену, которая почти вдвое ниже некоторых других игр, вы получаете высококачественный продукт.



Визуальный стиль и звук



Мир Clair Obscur: Expedition 33 визуально поражает. Прекрасный пример того, как великолепное художественное руководство и дизайн важнее необработанной визуальной мощи. Игра не может соперничать с проектами вроде Final Fantasy VII Rebirth: здесь встречаются размытые текстуры, более слабые внутриигровые модели персонажей и невыразительная синхронизация губ. Однако ее визуальное представление и чувство стиля безупречны, сочетая французскую архитектуру и культуру с фэнтезийными элементами, создавая нечто по-настоящему уникальное.



Здесь не на что смотреть (сарказм).



Это вполне может быть самая стильная игра за последние несколько лет. Мир Clair Obscur: Expedition 33 выглядит фантастически: от улиц французского города до окрестностей, которые кажутся приземленными, но с магическим флером. Локации, которые вы посещаете, очень разнообразны, каждая имеет отличительную цветовую гамму и врагов, причем все они выполнены с прекрасной анимацией, погружающей в происходящее.



Как и в Persona 5, даже пользовательский интерфейс обладает изюминкой и стилем, которые усиливают впечатление. Это игра, источающая стиль от начала до конца, с потрясающе спроектированными битвами с боссами впридачу. Я оставался безмолвным, глядя на многие вещи, и впитывал атмосферу окружения и дизайны врагов каждый раз, когда выпадала такая возможность.



Версия для ПК отлично оптимизирована и демонстрирует высокую производительность, легко превышая 60 кадров в секунду. Что касается пользователей сверхшироких мониторов, у нас есть некоторые интересные особенности. Некоторые катсцены рендерятся в разрешении 16:9, а затем дополнительно обрамляются черными полосами. Это сбивающее с толку решение, которое вполне может быть упущением и подпортило несколько моментов. Однако таких моментов мало, и в целом подача отличная.



Монолит — постоянно присутствующая цель, возвышающаяся над всей картой.



Кроме того, в игре великолепная озвучка благодаря удачному выбору актеров. Бен Старр из Final Fantasy XVI и Дженнифер Инглиш из Baldur’s Gate 3 быстро становятся одними из лучших имен в индустрии, появляясь повсюду, и я этому только рад. Помимо них, Чарли Кокс (да, Сорвиголова) и Энди Серкис играют роли главного героя и антагониста соответственно. Весь актерский состав превосходно справился с этими реалистичными персонажами, демонстрируя великолепные взаимодействия, уморительные моменты и сильную драму, которая доведет до слез. Я не могу назвать ни одного персонажа из основного состава, который бы мне в итоге не понравился.



Затем у нас саундтрек. С момента запуска игры он цепляет монументальной оркестровой музыкой, поднимая практически каждый момент игры на новый уровень: от самых драматичных и трогательных сцен до спокойного исследования и эпичных боев с боссами. Композиция, играющая при первой встрече с вашим спутником-Гестралем Моноко, просто идеальна. Всегда играет уникальный и подходящий трек, а самое лучшее — 8-часовой саундтрек доступен на Spotify.



Также хочу кратко затронуть производительность на Steam Deck. В настоящее время Steam присвоил Clair Obscur: Expedition 33 статус "играбельно", и после тестирования игры самому, могу сказать: приходится пойти на некоторые жертвы в плане графики, чтобы добиться стабильной частоты кадров, но я могу ее рекомендовать. Игра легко держит стабильные 30 кадров в секунду, отлично выглядит на OLED-экране и обеспечивает примерно два-два с половиной часа работы от батареи.



Итог: Clair Obscur: Expedition 33



Clair Obscur: Expedition 33 — поистине нечто особенное. Она сочетает фантастическую пошаговую боевую систему и RPG-прогрессию с трогательной и прекрасно рассказанной историей о переживании утраты и прокладывании пути в будущее. Это одна из лучших RPG за многие годы, которая, скорее всего, запомнится надолго.



Графика: 9.5


Не хватает некоторых анимаций, но компенсируется прекрасным и уникальным художественным стилем, пропитанным атмосферой.



Игровой процесс: 9.5


Несколько небольших претензий, но веселая, уникальная и увлекательная боевая система делает игру постоянно захватывающей.



Звук: 10


Потрясающий саундтрек поднимает игру на новый уровень, а актеры озвучки придают каждому персонажу глубины.



Фактор удовольствия: 10


Clair Obscur: Expedition 33 — мастер-класс по дизайну JRPG.



Итоговый вердикт: 10


Clair Obscur: Expedition 33 уже доступна на ПК, Xbox Series X|S и PlayStation 5.




Поделись с друзьями
Комментариев: 0
Имя:*
E-Mail:


  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив