О нас
Игровой сайт является источником полезной информации для игроков, предоставляя свежие новости из мира игр, а также полезные советы и руководства. Кроме того, на сайте можно найти интересные статьи, интервью с разработчиками и обсуждения игровых тем, создавая дополнительное коммуникационное пространство для игрового сообщества.
Навигация
Комментарии
Обзор игры: DOLMEN

Знаете, когда я впервые рассказывал о Dolmen? Это было аж в 2017 году. Я писал о ней снова в следующем году, но вскоре после этого игра словно растворилась. У нее была невероятно многообещающая на то время идея – это был один из первых футуристических "соулслайков", когда даже сам этот термин еще не был так распространен. Должен также отметить, что я болел за успех игры, ведь она создавалась в моей родной Бразилии, где игровая индустрия тогда только начинала свой путь. Честно говоря, я думал, что Dolmen отменили из-за отсутствия финансирования, но каким-то чудом ее анонсировали заново в прошлом году во время онлайн-презентации Koch Media.
Игра, разработка которой заняла минимум шесть лет. Dolmen действительно собирались выпустить, да еще и при поддержке крупного издателя. Казалось, дела идут на лад, верно? Что ж, Dolmen вышла в середине 2022 года, став первым "соулслайком", появившимся после такого гиганта, как Elden Ring. Кроме того, по меркам 2016-2017 годов ее концепция была уникальной. Сегодня, с выходом Star Wars Jedi: Fallen Order и обеих The Surge, футуристические клоны Dark Souls уже не такая редкость. Dolmen пришлось доказывать свою состоятельность как никогда. Учитывая до смешного долгий цикл разработки, я ждал от нее многого. Но получил лишь разочарование...
При всем при этом, дизайн уровней в Dolmen порой даже неплох. ПОРОЙ.
С чего и как вообще начать? Ну, скажем так, Dolmen, возможно, самый скучный "соулслайк" из всех, что я когда-либо играл. Помню, как люди называли Lords of the Fallen и третью Darksiders эталонными примерами того, как НЕ надо делать клоны Dark Souls, но я никогда не понимал этой ненависти к ним. Особенно сейчас, когда вышла Dolmen – на ее фоне те две игры кажутся и выглядят как Bloodborne.
Между ее ужасно устаревшим геймплеем, блеклым сюжетом и тусклой графикой, в этой игре было мало того, что мне понравилось. Ни на секунду не возникало ощущения, что это игра для PlayStation 5, выход которой задержался из-за любви и усердия разработчиков. Мне казалось, что я играю в дешевый клон Souls, вышедший в Steam где-то в 2015 или 2016 году. Да. Настолько плохо.
Я настраиваю свое снаряжение, чтобы выглядеть максимально тактично.
Я не тот человек, который сильно переживает по поводу лудонарративного диссонанса в играх, но вступительные ролики Dolmen меня сильно напрягли. Конечно, они закладывали некий интригующий сюжет с инопланетными захватчиками, мутациями и разрывами в пространственно-временном континууме, но именно финальный ролик перед началом самой игры заставил меня усомниться, проводился ли вообще хоть какой-то контроль качества во время разработки. Мы видим нашего главного героя, типичного безликого протагониста "соулслайка", который прогуливается по одной из самых забитых оружейных в истории научной фантастики – полных пулеметов, базук, всего-всего. Затем он хватает миниатюрный топорик и слабенький пистолет, прежде чем рисковать своей жизнью на таинственной планете. То есть... какой в этом смысл?
Когда вы видите эти визуальные эффекты, вы можете подумать, что я нахожусь в режиме "овердрайва", верно? Нет, я под действием яда. И почему-то от этого свечусь.

Ладно, хватит ворчания, перейдем к игре. Первые минуты Dolmen служат типичным обучающим разделом, демонстрируя геймплей, явно унаследованный от Dark Souls, а также несколько уникальных особенностей, выделяющих ее среди аналогов. Две вещи привлекли мое внимание. Первое — это система заряда батареи костюма главного героя, которая заменила более традиционную шкалу маны/MP в других экшен-RPG. Концепция отличная, но реализация так себе. Вы можете использовать заряд как боеприпасы для оружия, потратить его часть на лечение или сжечь весь заряд разом, чтобы активировать ультимативный режим "овердрайва", напоминающий Супер Сайяна. Я называю реализацию так себе, потому что начинаете вы с мизерным запасом, а игра не жалеет вас с первой же минуты. Вы едва можете использовать все доступные вам возможности из-за ничтожного размера шкалы.
Он мог бы начать игру с винтовками и базуками. А отправился на заброшенную планету с чертовым топориком.
Второй интересный подход к формуле геймплея Souls — это активное использование стрельбы от третьего лица, позволяющей легко расправляться с врагами на расстоянии. Конечно, в Dark Souls был лук, но никто в здравом уме не назовет ту систему прицеливания иначе как недоработанной. Стрельба от третьего лица в Dolmen на самом деле неплоха, если враги находятся на расстоянии, где можно использовать вид из-за плеча, не опасаясь атаки. Если они близко, вы можете зафиксировать на них цель и стрелять как обычно, но это подводит меня к самой большой проблеме Dolmen в целом: ее бою.
Тут никак не обойтись без прямой критики: бой плох. Я должен назвать его недоделанным и неотполированным, хотя эта игра разрабатывалась как минимум шесть лет. Это просто не укладывается в голове. Как вы уже можете догадаться, хитбоксы ужасны. Вы можете быть в одном нанометре от врага и все равно промахнуться. Враг может находиться в другом почтовом индексе от вас, и он использует атаку, которая мгновенно попадет в вас, будто он Флэш.
Когда ваша средняя система стрельбы от третьего лица лучше, чем сам бой в "соулслайке".
Независимо от того, какой класс вы выберете в начале, ваш персонаж движется как улитка с самого старта. Как только вы нажимаете кнопку атаки, вы привязаны к ней. Отменить действие невозможно, так что можете просто сидеть и наслаждаться своим жалким провалом в попытке убить мутировавшего паука из-за комбинации невозможности отмены движений, редкого прерывания атак врагов при попадании и вашего собственного отдергивания, будто вас ударили в пах, при каждом попадании врага. В довершение всего, большинство врагов могут наносить стихийный урон, который замедлит вас или временно снизит защиту, усугубляя и без того неприятную ситуацию.
Вы начинаете слабее прутика. Вас убивают за три-четыре удара даже самые слабые враги. У вас выносливость толстяка, который выкуривает три пачки в день. Более того, вы получаете урон от падения, если осмелитесь спрыгнуть с уступа высотой чуть больше метра. Для парня, который по идее должен быть крутым космическим пехотинцем, протагонист Dolmen ощущается как рядовой противник, которых вы пачками уничтожаете в начале других "соулслайков". Я понимаю, что предполагается прокачиваться и становиться сильнее со временем, но мне не нужно было чувствовать себя НАСТОЛЬКО слабым в начале. Брр.
«Эй, дружище, ты собираешься застать меня врасплох?»
Секрет успеха в Dolmen — наносить стихийный урон из дальнобойного оружия, ослабляя противника, а затем добивать его атакой ближнего боя. В результате боевая система не самая захватывающая. Я бы полностью забил на фарм опыта, если бы мой персонаж не был в начале настолько ужасно слабым. Приходится гриндить. Выбора нет. После победы над боссом вы разблокируете новую область для исследования, где враги гораздо сильнее вас. В итоге вы редко чувствуете, что реально развиваетесь. Сразу после того, как вы потратите кучу опыта, полученного за битву с боссом, вас ждет новый "кирпичный" барьер. К счастью, боссов можно воскрешать для фарма опыта и материалов. Dolmen хочет, чтобы вы гриндили, но ее боевая система слишком раздражает, чтобы убедить вас в этом.

Просто скажем: интерфейс Dolmen уродлив и запутан.
В игре есть неплохая система крафта, позволяющая создавать броню и оружие из материалов, полученных с поверженных врагов. Кроме того, вы можете кастомизировать свое снаряжение, "вживляя" в него останки других врагов, получая дополнительные характеристики, в стиле Monster Hunter. Опять же, отличная концепция, ужасная реализация. Все упирается в отвратительный интерфейс Dolmen – как по своему дешевому внешнему виду (выбор шрифтов просто кринжовый), так и по кривому дизайну. Для игры, которая настойчиво пихает вам обучение каждый раз, когда на экране появляется что-то новое, Dolmen была удивительно немногословна в том, чтобы объяснить мне, как работают эти системы крафта.
Что касается презентации, Dolmen – это "смесь бульдога с носорогом". Дизайн врагов иногда интересен, и дизайн уровней действительно крут, особенно первая область с ее вертикальностью выглядит впечатляюще. Но все это выглядит дешево. Анимации топорные. Эффекты частиц словно взяты из игры с Nintendo 64, и это еще комплимент. Dolmen не выглядит впечатляюще даже для игры с PS4, не говоря уже о PS5. Это одна из главных проблем такого долгого выхода: она не угналась за остальным игровым миром, даже за АА-проектами. По крайней мере, частота кадров стабильна. Я был бы шокирован, если бы это было не так.
Боссы в Dolmen несложные. Их убийство занимает неприлично много времени, но сами по себе они не представляют особой трудности.
Наконец, звук. Временами Dolmen звучит отлично. Временами озвучка кажется действительно компетентной и профессиональной. Но есть моменты, когда она напоминает в лучшем случае Metal Wolf Chaos. Это было очень странно, поскольку большая часть диалогов происходит между главным героем и командиром, но качество их исполнения колебалось агрессивнее, чем рынок криптовалют.
То же самое можно сказать и о звуковых эффектах. На каждый фантастический атмосферный звук, особенно во время исследования пустынных руин этой инопланетной планеты, приходится звук батареи, напоминающий дешевый синтезатор Casio, и роботы, которым буквально один шаг до крика "бип-бип буп-буп". Мой любимый звуковой эффект во всей игре, по всем неправильным причинам, это то, что издавал мой главный герой, когда у него заканчивалась выносливость после спринта – он пыхтел, как толстый бульдог после прогулки по парку. Прелесть.
Вы можете назвать меня "Джексон Файв", потому что я хочу назад.
Dolmen – это не просто очень плохой "соулслайк", это огромное разочарование. Спустя более полугода ожидания этой игры, постоянно теряя веру в ее выход, я надеялся, что эти бесконечные задержки приведут к тому, что игра будет более отполированной, ближе к современным "соулслайкам". То, что мы получили в итоге, оказалось полной противоположностью: неуклюжий, шокирующе отставший от времени огрызок экшен-RPG, который был бы устаревшим еще в 2016 году, не говоря уже о сегодняшнем дне. Как она оказалась настолько сырой, несмотря на то, что пробыла "в печи" более шести лет, – это то, чего я, вероятно, никогда не пойму.
Графика: 5.0
Dolmen не выглядит впечатляюще даже для игры с PS4, тем более для PS5. Хотя дизайн уровней неплох, а частота кадров держится довольно стабильно в режиме производительности, интерфейс ужасен, анимации дерганые, а эффекты частиц кажутся взятыми из игры минимум двадцатипятилетней давности.
Геймплей: 5.0
Есть несколько хороших идей, таких как система батареи и неплохие механики крафта. С другой стороны, это одна из самых неуклюжих боевых систем в "соулслайках", в которые я играл с момента зарождения жанра.
Звук: 5.0
Временами озвучка звучит отлично. Временами – более чем непрофессионально. Некоторые звуковые эффекты приличные, другие кажутся дешевыми стоковыми звуками. В общем, "смесь бульдога с носорогом".
Фактор удовольствия: 4.0
Dolmen меня просто утомила. Ни в один момент игры не возникало ощущения, что это отполированный, хоть сколько-то компетентный "соулслайк" 2020-х годов. Наоборот, она ощущалась неуклюжей, устаревшей и откровенно неприятной для длительной игры.
Финальный вердикт: 4.5
Dolmen доступна на PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X и ПК.
Обзор написан на основе версии для PS5.
Копия игры Dolmen предоставлена издателем.